Иногда я пытаюсь представить себя на месте Гетманцева. Поставлена задача "организовать" бюджет.
Ну или что-то типа того. Знаю, что контрабанда в моём хозяйстве около 1 трлн грн и это недопоступления в бюджет около 0,2 трлн грн. Знаю, что в моей налоговой по схемам уходит около 0,12 трлн грн. Знаю, что в социальных фондах потери такие же, как в аналогичных странах - от 15 до 30 процентов, т.е. где-то 0,2 трлн грн. Международные источники сообщают, что без всякого налогообложения из страны уходит от 12 до 40 млрд долларов, т.е. от 0,36 трлн грн до 1.2 трлн грн. берём по минимуму 0,36 трлн. Убытки госпредприятий, которые наверняка просто схемы - 0,06 трлн грн.
Итого 0,94 трлн грн. Грубо - в моём хозяйстве воруют 1 трлн грн в год. Какие действия предпринял бы я? Нет, давайте будем перечислять то, что предпринимает Гетманцев, а я буду давать свои рецепты оздоровления.
Он предполагает, что победить контрабанду можно наказывая ФОПов, т.е. отловить условные "айфоны" можно у конечного продавца. И начинается операция "кассовый аппарат". Естественно, она ни к чему не приводит, потому что само предположение, что 2 000 000 ФОПов торгуют контрабандой, не соответствуют действительности.
Из 2 000 000 ФОПов розничной торговлей занимаются 64 000. Большая часть из них - торговля продуктами питания отечественного производства, носками, трусами, постельным бельём... Даже если представить, что треть из них занимается торговлей "айфонами" то это 1%. Но наверно среди них есть и чистые. Т.е. контрабандой могут торговать менее 1% ФОПов, против которых развязал войну Гетманцев. "Айфонами" я условно назвал контрабанду.
Три года отчаянной борьбы с ветряными мельницами, естественно, не привели ни к каким результатам. Что сделал бы я... Есть известные каналы поставки "айфонов" в Украину. Их несколько. За эти каналы отвечают конкретные люди в госаппарате. И что мы слышим от Гетманцева про этих людей? "митниця — напрямок, за який соромно". В 2019 году пан Гетманцев принял специальный закон "Про режим спільного транзиту та запровадження національної електронної транзитної системи", но закон не заработал. Нет политической воли, как сказал Гетманцев. Т.е. госаппарат Данила не стал трогать. А вот ФОПов уничтожили, т.е. превратили упрощенную систему в общую. А контрабанда так и осталась.
Что сделал бы я? Рецепты известные. Объединение таможни на западной границе с ЕС. Обмен данными с таможнями стран поставщиков товаров в Украину. Изменить таможенное законодательство, упростить таможенные процедуры. В Литве избавились от поборов на таможне за один месяц. Такой таможни, как в Украине, нет нигде. Даже от её исчезновения ничего не изменится.
Следующий пункт - схемы. Схемы с НДС - это скрутки, это возмещение левого НДС. Эти схемы не могут работать без системы электронного администрирования, которая находится в ведении налоговой службы. Без людей, которые вручную управляют СЕА ПДВ ни одна схема невозможна. Блокировка накладных - наивреднейшая процедура, остановившая работу десятков тысяч предприятий. Блокировка демонстрирует обществу, что налоговая ЯКОБЫ пытается поймать схемщиков, которые находятся ВНЕ налоговой службы. И поэтому сегодня Гетманцев опять заявляет о конвертаторах, о скрутчиках, о борьбе с ними. Т.е. проблема не решается уже восемь лет. Потому что схемы осуществляются не ВНЕ налоговой, а внутри.
Что бы сделал я? Во-первых, пригласил в команду Alexander Shemiatkin Tatyana Shevtsova Slava Cherkashyn Юлія Дроговоз и решил бы проблему СЕА ПДВ за пару дней. Она должна работать в статистическом режиме без всяких блокировок. НДС, кстати, не обязательно взимать на границе - это можно делать в момент продажи внутри страны. Так и с контрабандой вопрос решается, кстати. А про снижение нагрузки на зарплату, стимулирующих обналички, уже только ленивый не говорил.
Следующий пункт - социальные фонды, включая пенсионный. Гетманов совсем туда не лезет. Наполняя бюджет, он не обращает внимание на дыры в этом бюджете. Помните группу по верификации соцфондов, которая работала в Минфине под руководством Andrey Ryazantsev? За первые недели работы, анализируя открытые базы данных, группой было обнаружено злоупотреблений на 60 млрд грн (!!!). После такой активности руководство Минсоца закрыло доступ к своим базам данных
Что сделал бы я? Начал бы с создания единого реестра получателей соцпомощи и пенсий. Дальше унифицировал бы выплаты пенсионерам и нуждающимся в помощи в привязке к средним зарплатам в частном секторе. К реальным зарплатам. И для этого не нужно 40 000 работников ПФ и неизвестно сколько работников соцфондов. В наш цифровой век для получения помощи, пенсии достаточно зарегистрироваться в едином реестре (Дия, например).
Следующий пункт - вывод денег за рубеж. Тут Гетманцев не проявляет никакой активности. Ведь это какие-то копейки - 12-40 млрд долларов (!!!). Зачем волноваться? Тут и таможня, и налоговая, и валютный контроль... всё очень сложно. Гораздо проще объявить врагом ФОПов, или ввести контроль западных компаний (КИК), т.е. вместо упрощения и экономических стимулов, ввести дополнительные нагромождения правил и законов.
Что сделал бы я? Задумался над тем, почему люди вообще выводят деньги за рубеж? От чего эти деньги убегают? Для этого опять нужно собрать бизнесменов и спросить - почему? Так как мы это уже делали на рабочей группе в Минфине, то ответ на вопрос известен - люди не хотят платить налог на прибыль. Потому что общая нагрузка чрезмерная. Рабочая группа, в которой было больше 100 человек, включая все бизнес-ассоциации, ассоциации банков, федерации работодателей и пр. - все пришли к консенсусу, что нужно отменить налог на прибыль и заменить его на НнВК. Т.е. убрать стимул выводить деньги, играться с таможенной стоимостью, задерживать возврат валютной выручки, хранить деньги в офшорах.
Следующий пункт - убытки госпредприятий. Ну тут и сами власти всегда знали ответ - приватизация. Только когда дело заходит до конкретных действий - оказывается, что выгоднее продолжать их эксплуатировать, выжимая из бюджета компенсацию убытков. И тогда начинается хоровод - давайте сделаем аудит, давайте подождём, когда подорожает, давайте введём корпоративное управление, набсоветы и т.д.
Что сделал бы я? Немедленная приватизация. От госпредприятий нужно избавляться. Продавать за любую цену. Передавать на баланс ОТГ. В общем - избавляться от того, что не представляет стратегической ценности для страны.
Добавлю ещё один пункт - амнистия капиталов. Гетманцев прогнозировал, что его закон про амнистию побудит украинцев принести в банки 600 млрд грн. Об этом он заявил в эфире Шустера. Ещё раз. Украинцы покажут Гетманцеву свои кровные 600 млрд грн. Все посмеялись. Но кто-то принёс и показал 3 млрд грн. Наверно тот, ради которого этот закон принимался. Т.е. Гетманцев в случае с ФОПами ошибся в 100 раз, отлавливая меньше 1% торговцев контрабандой, а тут ошибся в 200 раз.
Амнистия должна быть безусловной, бесплатной, и проводиться ПОСЛЕ всех описанных выше реформ, т.е. тогда, когда общество перестроилось и пошёл рост. И проводить амнистию без реформы правоохранительной системы глупо. Если ни один коррупционер/вор не будет наказан в будущем - какой смысл в амнистии?
Вот видите - всё не так и сложно. И это я ещё не предлагаю системы радикального упрощения, предлагаю просто ремонт существующей системы с целью улучшения бизнес-климата, деловой среды. Но пока во власти никто таких целей перед собой не ставил, не ставил цели под названием "экономическое чудо" или хотя бы "рост 8-10%". Пока власть работает под флагом "наведём порядок". Зачем порядок? Для чего порядок? Порядок чтобы что? Что дали три года наведения порядка? Ответов нет, т.е. власть думает, что до дна ещё далеко.